Приемы работы с естественнонаучными текстами: преемственность и развитие умений смыслового чтения

 

Е.А. Вертинская, учитель химии ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР», г. Санкт-Петербург
А.В. Тарабурина, учитель физики ЧОУ «Санкт-Петербургская гимназия «АЛЬМА-МАТЕР», г. Санкт-Петербург

Целью формирования смыслового чтения является максимально полное и точное понимание текста. Отличительной особенностью естественнонаучных текстов является однозначность их понимания, обучающемуся необходимо уловить все детали текста и практически осмыслить извлеченную информацию. На уроках естественнонаучного цикла используется изучающее чтение, позволяющее осуществлять поиск полной и точной информации, обеспечивающее вдумчивое и глубокое понимание содержания текста и полный его охват.

Процесс формирования умений смыслового чтения в начальной школе осуществляется под контролем учителя. Задача учителя-предметника в основной школе заключается в том, чтобы совершенствовать приемы смыслового чтения естественнонаучных текстов, заложенные в начальной школе. Можно считать, что приемы смыслового чтения сформированы, если обучающиеся переносят их на любые естественнонаучные тексты, любого содержания и любого объема.

Обучение приемам работы с естественнонаучными текстами на уроках окружающего мира позволяет обучающимся самостоятельно приобретать новые знания, что в дальнейшем будет необходимым в основной школе. Предмет «Окружающий мир» является пропедевтическим, поэтому основной обучающей целью этого предмета должно быть формирование общеучебных умений и способов деятельности.

Педагогические технологии – Е.А. Вертинская, А.В. Тарабурина