Технология «трехрядный дневник». Опыт применения

Н. О. Савина, Кандидат филологических наук, учитель русского языка и литература ЧОУ «Частная школа «Золотое сечение» , г. Москва.

Трехрядный дневник как один из методов конспектирования научного или публицистического текста известен давно. Он широко использовался в технологиях критического мышления, смыслового чтения и др.

Для данного метода конспектирования страница делится на три части вертикальной чертой сверху вниз. В левой колонке, озаглавленной «тема», записываются микро-темы, составляющие статью или иной научный текст. В центральной части делаются выписки из текста, цитаты, иллюстрирующие соответствующую микро-тему.

Данная технология может быть использована на уроках в средней и старшей школе при работе с информационно насыщенным текстом. Это оригинальный и полезный прием выписок из литературы, при котором в трех соответствующих колонках фиксируется микро-тема, цитата, иллюстрирующая мнение автора по данной проблеме, и собственный комментарий, включающий мнение учащегося и его согласие или несогласие с позицией автора. Метод трехрядного дневника может стать основным принципом построения конспекта. При данном методе конспектирования не только достигается основная цель – осмысленное прочтение текста и присваивания определенного объема информации, но и решается целый ряд промежуточных задач.

Педагогические технологии – Н. О. Савина