Возникновение, состояние и перспективы негосударственного сектора в образовании России
(часть I)

А. Л. Вильсон

А. Л. Вильсон, Заслуженный деятель науки РФ

Разработка основных позиций государства

С начала 90х гг. Россия сделала огромный рывок от заскорузлой моносистемы – в сторону многоукладности (государственные, частные, корпоративные школы и ВУЗы), многофункциональности и  многонаправленности образования. Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) возникли на волне демократических реформ как результат недовольства ряда учителей и образовательных управленцев «единой социально-политической линией» по отношению к образованию. Так как государственная система образования в начале 90-х находилась в глубоком кризисе, первые негосударственные школы  и ВУЗы родились как альтернатива государственным. Они учреждались наиболее прогрессивными учителями, продвинутыми управленцами образования, научными работниками, бизнесменами первой волны.

НОУ на  тот момент трактовались государством как безусловно частные организации, в то же время с первых шагов образовательная деятельность негосударственных школ и ВУЗов ни в коей мере не носила частный характер и не являлась их частным делом. Негосударственное образование и организуемая этой сферой высокоэффективная образовательная деятельность с самого начала носила безусловный общественный и государственный характер, поскольку доля участия различных субъектов гражданского  общества в них составляла преобладающую величину.

Являясь по организационно-юридической форме негосударственным, этот уклад полностью реализовывал государственные задачи. НОУ с самого начала регламентировались государством и так же, как и государственные учебные заведения, последовательно проходили процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации (за тем лишь исключением, что их финансирование производилось в основном не из бюджетных средств, а за счет населения).

Педагогическая трибуна – А. Л. Вильсон