Смысловое чтение: технологические приемы осмысления информации в условиях введения профессионального стандарта педагога

 

Н.М. Асирьянц, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №7» г. Саянск, Иркутская область

В условиях введения профессионального стандарта педагога одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности учителя. Данные компетенции отражены в новых профессиональных стандартах педагога и ставят перед современным учителем новые задачи. Одной из таких задач является формирование навыков смыслового чтения у учащихся. При решении этой задачи особая роль у учителя русского языка и литературы. Он сможет выявить проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов.

Смысловое чтение включает в себя: умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Процесс чтения рассматривали многие ученые: Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).

Педагогические технологии – Н.М. Асирьянц