Нашествие Наполеона на Россию или Фома и Ерема постигают тайны истории
(опыт использования принципа дифференциации обучения по каналам восприятия)

 

К.П. Кусмауль, учитель истории и обществознания ЧОУ  Частная школа «Золотое сечение», г. Москва

Очень часто в педагогической практике мы, учителя, замечаем, что одна и та же информация по-разному воспринимается детьми. Мы вроде бы уже и на доске написали «понятным почерком» и десять раз сказали в правое и левое ухо важное определение или формулу, а ученик все равно ничего не понял. «Ну, он совсем не обучаем!» – говорят одни. «Ему как об стенку горох, как будто глухой», – возмущаются другие. «Мы с ним на разных языках разговариваем: я ему про Фому, а он мне про Ерему», – недоумевают третьи.

А, между тем, ученик-то ни в чем не виноват. Если присмотреться к нему получше, то видишь: интеллект – выше среднего, голова работает хорошо, да и вообще, по математике и физике у него пять в четверти. Чтобы решить проблему непонимания, учитель может уверенно использовать информацию о ведущих каналах восприятия учеников. Тогда окажется, что этот ученик очень продуктивен в обучении, если ему не говорить, а просто показать схему или образ на экране или доске. Про таких детей говорят: «классический аудиал».

Сегодня в психологической практике, которая дает богатый инструментарий педагогу, выделяют четыре основных канала восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический и дигитальный. В процессе обучения ребенок, как правило, активно использует все четыре типа восприятия информации, но с явным акцентом на ведущий канал.

Педагогические технологии – К.П. Кусмауль