Новые формы, приемы и методы воспитательной работы

 

В. Ф. Грачева, учитель начальных классов, Почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ № 19, г. Йошкар-Ола
Е.Н. Мичурова, учитель начальных классов, МБОУ СОШ№ 19, г. Йошкар-Ола

Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством общения между которыми является слово. Существует ряд методов, форм и средств, которые наиболее эффективно реализуют процесс воспитания. В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания Г.И. Щукиной, имеющая в основе интегративную  направленность, включающую в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Данная классификация выделяет три группы методов:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Все методы оказывают совокупное воздействие.

Вопросы воспитания – В. Ф. Грачева, Е.Н. Мичурова